Собор Святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Печать
праздники

Собо́р святы́х новому́чеников и испове́дников Церкви Русской — группа российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; также название праздника в их честь.

Собор новомучеников и исповедников Российских  празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.




В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих граждан не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь: к лику святых были причислены более тысячи новых мучеников.

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных. Есть среди них и священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (1919).

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Десятое клеймо иконы посящено событию, имевшему место в нашем городе в 1919 году.

История установления праздника

атериал из Википедии)

Русская Зарубежная Церковь совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета (Вознесенского).

Московская Патриархия в своих официальных заявлениях около 60 лет (со времени «легализации» временного при митрополите Сергии (Страгородском) до «перестройки») вынужденно отвергала факт преследований за веру в СССР. В редакционной статье книги «Правда о религии в России», изданной в 1942 году, подобное «опровержение» звучит так:

За годы после Октябрьской революции в России бывали неоднократные процессы церковников. За что судили этих церковных деятелей? Исключительно за то, что они, прикрываясь рясой и церковным знаменем, вели антисоветскую работу. Это были политические процессы, отнюдь не имевшие ничего общего с чисто церковной жизнью религиозных организаций и чисто церковной работой отдельных священнослужителей. Православная Церковь сама громко и решительно осуждала таких своих отщепенцев, изменяющих её открытой линии честной лойяльности по отношению к советской власти".

Тем не менее, среди верующих в СССР существовало почитание подвижников, пострадавших от преследований со стороны властей. В июне 1990 года на Поместном Соборе архиепископ Берлинский Герман (Тимофеев) первым из иерархов открыто заявил: «нам нельзя отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, нельзя забывать их».

25 марта 1991 года Священный Синод Русской православной церкви принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором»5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по юлианскому календарю — в день памяти убиениясвященномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.

В 1990-е годы шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, многие святые были прославлены как местночтимые.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года).

Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек.

Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров31 октября (13 ноября1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».

Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.

ТРОПАРЬ
новомученикам и исповедникам Российским.

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.